Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Поиск потерь пенсионных накоплений чаще идёт через жалобы в ЦБ

Неправомерные переводы сформированных гражданами пенсионных накоплений от страховщика к страховщику всё ещё имеют место быть. Потенциально они могут образовывать потери на счетах граждан.

Как прояснили в УПФР региона за прошедший 2020 год было подано 13 жалоб на несогласие жителей региона с переходами к новому страховщику и, возможно, потерям по неправомерному переводу пенсионных накоплений граждан. Отделение не прояснило, касались ли жалобы застрахованных лиц направления перевода в сторону от одних негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к другим НПФ (т.е. между ними) или от управляющих компаний (УК) к НПФ, но, тем не менее, они точно не касались направления перевода ПН в обратную сторону — от НПФ к УК, — единственным страховщиком которых является ПФР.

За полный 2019 г. подобных неправомерных действий со стороны агентов НПФ или брокеров этого рынка в отношении формирующихся накоплений граждан ивановской области было чуть меньше — 12 жалоб (все они также касались схемы перевода, при которой накопления перетекали исключительно в НПФ, т.е. основная конкуренция по переманиванию клиентов шла между НПФами).

По данным же Отделения Банка России по Ивановской области за весь 2020 г. было подано 19 жалоб на неправомерный перевод накоплений граждан области. Это меньше, чем за полный 2019 г.: тогда мегарегулятору поступила 21 жалоба от граждан. Как видно из статистики жалобщиков, наиболее популярным каналом для поиска истины в деле с накоплениями, всё-таки является ивановское Отделение ЦБ, а не УПФР по региону. И это логично: ведь ЦБ курирует НПФы как представителей одного из рынков страхования (ОПС), а ПФР больше ориентирован на клиентов УК (страховщиком которых он выступает).

Доподлинно неизвестно, какова судьба таких заявлений граждан: обращаются ли они в суд за компенсацией потерь и конкретным наказанием нерадивых участников рынка. В соответствующих картотеках судов ивановских заявителей и иных возможных участников судебного процесса (НПФ, ПФР, ЦБ) на сегодня не находится.

Вообще, наличие жалоб в сегменте обязательного пенсионного страхования, свидетельствует о не вполне честном просвещении будущих клиентов НПФ: вполне возможно, что им не сообщают о теряемом доходе (при досрочном переводе накоплений) либо нарочно вводят в заблуждение об отсутствии таких потерь. А терять есть что: по данным того же ЦБ на 3к2020 г., ~264 тыс. застрахованных только в НПФ жителей региона сформировали свои пенсионные накопления на сумму 13,5 млрд. ₽ (средний счёт ПН по ОПС = 51,5 тыс. ₽ на клиента). Даже если столь малые размеры накоплений были бы получены в виде единовременной выплаты к моменту выхода на страховую пенсию, то получить чуть больше — без потерь от неправомерных переходов былых лет — было бы финансово приятнее.

Также можно отметить, что по итогам 2020 г. доля поданных жалоб по махинациям с переводом ПН имеет весьма малые величины от общего числа граждан ежегодно получающих единовременные выплаты. А таких выплат в 2020 г. было осуществлено для 6 005 граждан. То есть доля сомнительных переводов (по числу жалоб и выплат) составила всего 13/6 005*100%=0,21%; а в 2019 г. 12/6 542*100%=0,18%. И это только по тем лицам, что подали жалобы, а значит борются за свои пенсионные права. Реально их (тех кого облапошили) может быть больше. Можно сказать, увеличение такой доли связано с уменьшением числа получателей единовременных выплат, а этот факт в свою очередь может говорить как о снижении числа граждан-обладателей накопительной компоненты, либо увеличении среднего размера ПН на гражданина, которому будет выплачиваться срочная пенсионная выплата (минимум 10 лет), или уже накопительная пенсия (пожизненно).

Как бы там ни было, вывод один: следить за своим работодателем и почаще заходить в личный кабинет для сверки причитающегося и фактически переведённого на счёт застрахованного лица.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ
© 2018-2024 Ряд прав защищён.
Возрастное ограничение - 16+.
Сетевое издание "FOKNEWS" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 5 апреля 2019 года.
Свидетельство о регистрации СМИ - Эл № ФС 77 - 75416.
Учредитель, главный редактор – Фокин Валерий Геннадьевич.
Адрес редакции (электронная почта и номер телефона) - editor@foknews.ru, 8-963-150-39-28.