Сбербанк раскрывая гендерные признаки своих клиентов за 2020 г., отмечает сознательное стремление выхода женщин на фондовый рынок: если в 2019 г. клиентки нарастили брокерские счета банка в 2 раза, то за 2020 г. — количество открытых счетов выросло уже в 4 раза.
В информационных материалах брокера («Сбер«) не проясняется по каким именно счетам дан срез: по брокерским или включающим ещё и ИИС. Так вот за 2020 г. доля женщин, открывавших счета в Сбербанке выросла с 30% до 48% (↑ на 60%).
Для сравнения
По данным «Национальной ассоциации участников фондового рынка» (НАУФОР), которая также «нарисовала» гендерный портрет типичного российского инвестора за 2020 г., доля женщин в брокерских ИИС составляет всего 36%, а мужчин соответственно 64%. А вот владелицы ИИС передавших свои активы в доверительное управление, напротив составляют долю в 60%, а 40% приходится на мужчин.
То есть можно сказать, что в «Сбере» «лучше рынка» выглядят именно женщины-инвесторы. Очевидно сказывается доверие брокеру-банку, а не иному типу брокера, являющегося не кредитной финансовой организацией.
Структура активов на счетах
На брокерских счетах женщин-инвесторов преобладают консервативные инструменты — облигации (38%). Исключение — клиентки в возрасте 25–35 лет, которые предпочитает совершать сделки с акциями (акции — 40,5% портфеля, облигации — 25%). Интересно, что в женских портфелях на ИИС большую часть занимают акции российских компаний (44%).
29% женщин-клиентов банка имеют статус квалифицированного инвестора, который позволяет иметь полный спектр возможностей инвестирования в разные классы активов.
По каким каналам вышли на рынок и совершали сделки?
Большинство женщин (64%) открыло брокерский счёт дистанционно, то есть через мобильное приложение СберБанк Онлайн, 36% воспользовались этой услугой в отделении банка.
51,4% женщин-инвесторов предпочитают совершать сделки с помощью мобильного приложения «Сбербанк Инвестор». 30,2% используют для этих целей профессиональный терминал QUIK (что в процентном соотношении совпадает с числом лиц со статусом квалифицированного инвестора, которому важен весь срез рынка, видеть который можно только через терминалы). В офис за совершением сделок приходило 14% клиенток, а 4,4% женщин-инвесторов совершали сделки по телефону.