Я знаю — транспорт будет,
я знаю ломы — жесть,
когда такой советник
в губернии сей есть.
(~ВМ)
Губернатор области полон решимости начать реформировать рынок автоперевозок пассажиров. Задумав передел рынка и напичкав его новыми игроками власть словно подзабыла, что этот бизнес, как таковой, вообще-то содержится в перечне отраслей экономики страны в наибольшей степени пострадавших от воздействия пандемии. Получается, что вместо помощи от региональной власти, бизнесу придётся сдавать «ЕГЭ» на право жизни. С каким финансовым самочувствием он пойдёт на «экзамен» — в очередном рейтинге редакции.
Рейтинг финансовых показателей деятельности автоперевозчиков региона за 2020 г. | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Наименование организации | Выручка, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) | Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) |
1 | ООО «ЭКСПРЕСС-ЛИДЕР» | 75 793 (-7,4) | -1 286 (-349,7) |
2 | ООО «ЛЮКС-АВТО» | 55 413 (-29,5) | 2 742 (47,6) |
3 | ООО «ДРАЙВАВТО» | 49 202 (16,7) | 4 299 (609,4) |
4 | ООО «ВОЛГАТРАНС» | 45 986 (8,9) | 1 055 (68,0) |
5 | ООО «АВТОТРЕСТ» | 45 944 (6,8) | -308 (46,6) |
6 | ООО «АВТОТУР» | 45 309 (-9,5) | 770 (31,4) |
7 | ООО «НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» | 35 400 (-15,8) | 4 817 (35,0) |
8 | ООО «ТРАНССЕРВИС» | 34 277 (-20,2) | 1 831 (-4,2) |
9 | ООО «МЕГА-АВТО» | 32 280 (-28,3) | 1 462 (-49,1) |
10 | ООО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «АВТОТУР» | 29 758 (-53,9) | -8 727 (-214,7) |
11 | ООО «РОДНИКОВСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» | 24 667 (-23,8) | -1 477 (-150,8) |
12 | ООО «НОВАЯ ЛИНИЯ» | 24 204 (13,2) | 489 (-58,3) |
13 | ООО «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ АЛЬЯНС» | 21 009 (-7,4) | 433 (28,5) |
14 | ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» | 8 313 | 94 |
15 | ООО «АВТОКОМ» | 4 914 (-17,1) | -362 (71,2) |
16 | ООО «АВТОТРАНС» | 3 927 (-29,3) | 507 (40,8) |
17 | ООО «РЕСПЕКТ» | 3 751 (19,3) | 8 (-99,3) |
18 | ООО «ФЕВРАЛЬ» | 3 231 (-44,8) | 2 314 (7 564,5) |
19 | ООО «ТРАНСТРЕВЕЛЛ» | 3 163 (-83,0) | 73 (-87,9) |
20 | ООО «АВТО ЛИДЕР» | 2 598 (35,8) | -161 (-249,1) |
21 | ООО «ОРИЕНТ-АВТО» | 2 237 (-71,7) | 71 (-55,9) |
22 | ООО «ОРИОН-АВТО» | 2 104 (52 500,0) | |
23 | ООО АВТО «ЭКСПРЕСС-СЕРВИС» | 738 (-53,6) | -102 (-186,4) |
24 | ООО «ТРАНСАВТОМЕД» | 577 (-42,5) | -5 (-116,1) |
25 | ООО «СОЮЗ-АВТО» | 495 (395,0) | 5 |
26 | ООО «ПЕГАС» | 170 (-34,6) | -78 (54,4) |
27 | ООО «ПАТП # 1» | 0 (-100,0) | 4 (71,4) |
28 | ООО «АВТОМИКС» | 0 (-100,0) | -2 (91,7) |
29 | ООО «АВТОПЛЮС» | — | -27 (-22,7) |
Всего: | 555 460 (-17,5) | 8 892 (-57,2) | |
Ранжировано по размеру выручки. Источники: ЕРСМСП, ГИР БФО ФНС России. Расчёты «FOKNEWS». |
По традиции оговоримся, что в список включены организации из реестра ФНС по следующему виду деятельности: 49.31.2 — Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (в т.ч. включая пункт 9.31.21 — деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам).
Как отмечено выше (в таблице), срез по рынку автоперевозок пришёлся лишь на 29 фирм из 38-ми отражённых в ЕРСМСП. Подотрасль будет рассмотрена по юрлицам представившими в ФНС свою бухгалтерскую финансовую отчётность к текущему моменту времени (т.е. за 2020 г.).
В 2020 г. в бизнесе трудилось около пяти сотен работников (со штатом среднесписочной численности работников в 554 чел.). В 2019 г. таковых насчитывалось 570 чел., соответственно можно говорить о высвобождении людских ресурсов данного сегмента рынка на 2,8% или 16 чел., что в принципе не много. За прошедший год 9 фирм нарастили свой персонал специалистов, ещё в 15-ти фирмах произошло сокращение штата. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.
Лидером рынка по размеру выручки за 2020 г. осталось ООО «ЭКСПРЕСС-ЛИДЕР», с результатом в 75,7 млн ₽. Доля фирмы составляет доминирующие 13,6% в общем объёме выручки, которая просела на 7,4%. Компания существенно нарастила убытки: -1,2 млн ₽ (↓ 349,7%). Доля фирмы в совокупном финрезультате всех убыточных фирм рейтинга сегодня равна 10,3% . Примечательно, что общество получило максимальную выручку с не самым большим по численности коллективом среди представленных в рейтинге. Сам штат спецов просел с 39 чел. до 26 чел. (↓ 33%).
На втором месте по выручке ООО «ЛЮКС-АВТО» с результатом в 55,4 млн ₽ (↓ 29,5%). Доля фирмы здесь составляет 10% в совокупной выручке. Прежде фирма также была на 2-й строчке по показателю выручки. Прибыль перевозчика приросла до 2,7 млн ₽ (↑ 47,6%). Доля фирмы в совокупном финрезультате всех прибыльных фирм достигает 12,8%. Штат работников за 2020 г. оптимизации избежал.
Замыкает тройку лидеров по рынку ООО «ДРАЙВАВТО«: 49,2 млн ₽ (↑ 16,7%) и доля в 9%. Прибыль составила 4,3 млн ₽ (↑ 609,4%) с долей в совокупном финрезультате всех прибыльных фирм на рынке 20%.
Статистические данные показывают, что за 2020 г. только 8 перевозчиков из списка как нарастили выручку по сравнению с предыдущим периодом, а 19 фирм напротив её сократили. Объёмы выручки автоперевозок пассажиров в 555 млн ₽ (↓ 17,5% к уровню 2019 г.) сегодня стали превышать ранее рассмотренный редакцией рынок санаторно-курортных услуг (402,3 млн ₽).
Динамика прибыли отражает следующее: 18 фирм сформировали совокупную прибыль в 21,4 млн ₽ (в 2019 г. их было 17 ед. с прибылью в 23,7 млн ₽), а 11 обществ — показали убытки на -12,5 млн ₽ (годом ранее только 10 фирм показали убытки на -2,9 млн ₽). Соответственно доля прибыльных фирм превалирует над убыточными как по деньгам, так и по количеству; прибыльных фирм стало больше как убыточных. Динамика полученной годовой прибыли сектора говорит о том, что зарабатывать было трудно: неразбериха с социальными картами, терминалами оплаты конкретных фирм, банковскими инициативами по этой теме и прочими факторами.
Из числа тех организаций, что по итогам года сработали в прибыль, то 10 фирм её увеличили, а 6 фирм уменьшили. Среди тех организаций что получили убытки следует, что лишь 4 фирмы их сократили, а 7 фирм их нарастили (в 4-х из них убытки были преобразованы из прибылей 2019 года). Основой наращения общих размеров убытков более чем на 400% за 2020 г. стал как мисменеджмент компаний так и внешние (инфекционные) факторы. Рентабельность рынка перевозок снизилась 3,1% в 2019 г. до 1,6% в 2020 г.
Данных по налоговым платежам, сборам и взносам за 2020 г. по бизнесу пока нет, однако поддержка ему по программе «ФОТ 2.0» коснулась лишь 5-ти игроков, которым совокупно досталось 5,5 млн ₽ субсидиями и грантами. То есть этому сегменту рынка, в наибольшей степени пострадавшему в результате распространения новой коронавирусной инфекции, был осуществлён своего рода «кэшбек» в 19,1% на 5,5 млн ₽ при собранных в 2019 г. 28,7 млн ₽ налогов, сборов и страховых взносов.
В целом отношение прибыли прибыльных фирм (21,4 млн ₽) к убыткам убыточных фирм ( -12,5 млн ₽) равное <2 за 2020 г. рисует совсем не радужную картину в отрасли и не сильный запас прочности для результата работы в году текущем. Особенно это касается тех слабых игроков, кому от инициатив властей «достанется» больше всего. Их то и вынесет с рынка волна реформ.
Представляется, что текущий — ковидный 2021-й год — также явно скорректирует пассажирский трафик в отрасли: люди уже нутром своим прочувствовали — каково это находится в салонах общественного транспорта с мыслью, что сосед-пассажир, да и сам транспорт может быть носителем инфекции. Поэтому многие граждане будут стремится покупать личные авто (даже в кредит!) в целях обезопасить себя от рисков возможного заражения новыми штаммами. В этом плане перспективы роста рынка и прибыли на нём совсем не просматриваются. Этому поспособствуют также рост цен на ГСМ, запчасти (в т.ч. импортируемые из-за рубежа), а также транспортная политика властей.