Частные пивоварни области существенно наварили выручку за ковидный 2020 год. Однако это не способствовало бизнесу прибавить в прибыли. Напротив, убытки прошлого периода были наращены, а рентабельность продаж по-прежнему колеблется в районе отрицательного 1%. О том, чьё пиво финансово съедобнее у клиентов рынка — в «пенно-хмельном» рейтинге редакции.
Рейтинг финансовых показателей пивоварен региона за 2020 г. | |||
---|---|---|---|
№ п/п* | Наименование организации | Выручка, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) | Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) |
1 | ООО «ПИВОВАР ШУЛЬЦ» | 92 687 (104,8) | 1 849 (2 944,6) |
2 | ООО «ИВАНОВСКАЯ ПИВОВАРНЯ» | 17 742 (-5,1) | -4 102 (-2 616,6) |
3 | ООО «ВАГАНТ-РР» | 7 679 (16,0) | 359 (50,8) |
4 | ООО «БИРМАКС» | 5 146 (-7,2) | 14 (-94,6) |
5 | ООО «ПЛЕССКАЯ ПИВОВАРНЯ» | 1 701 (-10,4) | -66 (88,2) |
6 | ООО «ЦЕЗАРЬ» | 868 | 81 |
7 | ООО «ЦАРЬ-СОЛОД» | 755 | 177 (223,8) |
8 | ООО «ХОПФЕН» | 671 (-11,5) | -255 (-363,6) |
9 | ООО «ЯСКИНО» | 144 (-39,5) | 145 (173,6) |
10 | ООО «ГРАДУС УДАЧИ» | — | -25 (88,0) |
11 | ООО «ВОЛЖСКАЯ ПИВОВАРЕННАЯ АРТЕЛЬ» | — | — |
12 | ООО «ОТ ГЕННАДИЯ» | — | — |
13 | ООО «ЭЛЕВАР» | — | — |
14 | ООО ИВАНОВСКАЯ ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ «БРАЗЕР БРЕВЕРИ» | н/д | н/д |
15 | ООО «ЮНИБИР» | н/д | н/д |
16 | ООО «ЦЕНТРАЛЬ» | н/д | н/д |
ИТОГО: | 127 393 (161,2) | -1 823 (-222,7) | |
Источники: ЕРСМСП, ГИР БФО ФНС России. Ранжировано по размеру выручки. н/д — нет данных. Расчёты «FOKNEWS». |
Следует сказать, что рынок небольших частных пивоварен стал формироваться с 2016 г. (по крайней мере в реестре ФНС даты включения в него обозначены именно этим годом). В 2020 г. новых пивоваров не прибыло, а в текущем войти на рынок вызвался ещё один игрок. Теперь их 16 на весь регион.
Как обычно сначала стоит оговориться, что в список включены организации из реестра ФНС по следующим видам деятельности: 11.05 — Производство пива. Комментарий по рейтингу ведётся на основе табличных данных фирм (юрлиц) за 2020 г. по сравнению с 2019 г., что представили финансовые отчёты на официальный государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности. Следует упомянуть, что на рынке присутствует ещё 1 ИП также занимающийся производством пива (он вне рейтинга, т.к. его доля на рынке редакции неизвестна).
Итак, среднесписочная численность работников за прошедший 2020 год просела с 32 до 27 человек (↓ 15,6%). Из 16-ти фирм рейтинга лишь 1 фирма нарастила свой персонал специалистов, а в 3-х фирмах произошло сокращение штата. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.
Первое место лидера рынка по размеру выручки за 2020 г. осталось за ООО «ПИВОВАР ШУЛЬЦ» с результатом в 92,6 млн ₽ против 45,2 млн ₽ годом ранее (рост показателя составил 104,8%). Доля фирмы составляет доминирующие 72,8% в совокупной выручке рейтинга. Показатель чистой прибыли вырос на 2 944,6% до 1,8 млн ₽ с долей на рынке в 70,4% от совокупного финансового результата работы исключительно прибыльных фирм списка. «Шульц» сохранил штат специалистов на прежнем уровне. При этом общему росту налогов/сборов/платежей (включая акцизы) в 2,4 раза никак не повлияла динамика в акцизах. Напротив, они снизились на 17,6%.
Вторую строчку по выручке занял прежний №2 рейтинга — ООО «ИВАНОВСКАЯ ПИВОВАРНЯ» — с результатом в 17,7 млн ₽ (↓ 5,1%). Доля фирмы здесь составляет 13,9% в совокупной выручке. Былая прибыль фирмы обратилась в самые большие убытки: -4,1 млн ₽ (↓ 2 616,6%). При том, что фирма нарастила персонал специалистов, это не помогло пивоварне выйти в прибыль. Возможно, что внутри компании были осуществлены какие-то инвестиции, которые пока не окупились. Отсюда и такие результаты. Снижение платежей по акцизам коррелировало со снижением общих (итоговых) чисел по налогам и сборам.
Замыкает тройку лидеров по выручке — прежний №3 рейтинга — ООО «ВАГАНТ-РР»: 7,6 млн ₽ (↓ 7,2%) и доля в 4%. Прибыль фирмы составила 14 тыс. ₽ (↓ 94,6%), а доля в прибыльных фирмах списка всего 0,5%. Налоги за период фактически не изменились, а акцизные платежи выросли на 4,8%.
На долю первых 3-х лидеров списка из г. Иваново пришлось 90,7% от совокупной выручки (115,5 млн ₽) и 71% совокупного фин. результата 2-х организаций (на 1,86 млн ₽) также только от прибыльных фирм списка.
Статистические данные показывают, что за 2020 г. лишь 2 фирмы из списка нарастили выручку по сравнению с предыдущим периодом, а 5 фирм напротив — её сократили. Объём выручки данного рынка в 127,3 млн ₽ (↑ 61,2%) сегодня находится где-то между ранее рассмотренными редакцией рынком туроператоров (116 млн ₽) и рынком красоты (129,9 млн ₽). Стоит отметить, что в 2019 г. данный рынок также вырос на сопоставимые 66,5% к уровню 2018 г. Следовательно, потребление местного пива идёт полным ходом и по нарастающей. Вполне может быть, что зафиксированный ранее редакцией пивной экспорт в «поднебесную» (Китай) в объёме 68,8 тыс. $ в июне сего года, мог быть осуществлён кем-то из действующих игроков. Всё это может говорить о хороших перспективах рынка и в будущем.
Динамика прибыли отражает следующее: 6 фирм сформировали совокупную прибыль в 2,6 млн ₽ (в 2019 г. их было 3 ед. с прибылью в 0,66 млн ₽), а 4 общества — показали убытки на -4,4 млн ₽ (годом ранее 6 организаций показали убытки, но только на -1,2 млн ₽). Соответственно доля прибыльных фирм преобладает над убыточными по количеству, но не по конечному результату; при этом прибыльных фирм стало больше, а число убыточных меньше. Из числа тех фирм, что сработали в прибыль следует, что 4 фирмы этот показатель увеличили, а 1 ед. его уменьшила. Среди тех фирм, что обрели убытки можно отметить их сокращение у 2 ед., а у ещё 2 ед. их наращение (в одной из них оно произошло из былой прибыли).
Основой для слабого и убыточного финансового результата рынка, который упал на 222,7% до -1,82 млн ₽ за 2020 год, в первую очередь стало наращение убытков убыточных игроков с -1,2 млн ₽ до -4,4 млн ₽, т.е. на 362,5%. Спасти положение не помогла и возросшая прибыль у большинства прибыльных игроков.
По итогам 2020 г. рентабельность рынка производства пива составила также отрицательные -1,4% против -0,7% годом ранее. В целом отношение убыточных фирм (-4,4 млн ₽) к прибыли прибыльных фирм (2,6 млн ₽) равное >1,6 за 2020 г. рисует смутные перспективы в области ведения бизнеса и отсутствие запаса прочности для результатов работы в году текущем. Вместе с тем можно констатировать, что рынок как таковой, только формируется: ему всего 5 лет; он не насыщен игроками; потенциал роста его велик (в плане перераспределения текущих долей от №1 к тем, кто снизу) и т.д.
В 2019 г. фирмы рейтинга уплатили 17,8 млн ₽ налогами, сборами и прочими платежами в бюджет. В 2020 г. их аналогичные отчисления возросли до 19,5 млн ₽ ⇒ ↑ 9,4%. Поскольку данное производство относится к выпуску подакцизных товаров, то фискальную основу здесь составляют именно акцизы (как и год назад их доля сохранилась на уровне 58,5%).
Исходя из статистики УФНС по акцизам за 2020 г. следует, что наши местные пивоварни (а не крупные и зарегистрированные где-то там, вроде АО «Аб Инбев Эфес») уплатившие в бюджет 11,4 млн ₽ акцизами, сегодня занимают долю рынка производства пива порядка 0,9%. Прочий объём рынка приходится как раз на крупного производителя ~ 99% и 1,2 млрд ₽ платежей акцизами. При этом год назад «мелкие частники» заплатили 10,43 млн ₽ акцизами ⇒ ↑ 9,4%. Соответственно можно говорить об объёме потребления и выпуска продукта. Значит местное пиво находит спрос и нравится почитателям напитка. Ведь сдувать пенку с кружки — то ещё удовольствие.